ВГУЭСО ВГУЭСНовости и мероприятияИнтервью, статьи, комментарии → Студентка ВГУЭС Алевтина Баранова: «Подвижный метод обучения или как сберечь здоровье смолоду»

Студентка ВГУЭС Алевтина Баранова: «Подвижный метод обучения или как сберечь здоровье смолоду»

Студентка ВГУЭС Алевтина Баранова: «Подвижный метод обучения или как сберечь здоровье смолоду»

Сегодня тема здоровьесбережения в школьном обучении  становится все актуальнее. С приходом ребенка в начальную школу  появляются и с каждым годом все более возрастают учебные нагрузки, что не может не сказаться отрицательно на его здоровье. Но есть образовательные учреждения, для которых «здоровье учащихся» - не пустые слова. Один из самых действенных методов, сохраняющих здоровье младшего школьника, - метод  подвижного обучения. В 80-х годах прошлого века Владивосток стал пионером этого метода. И сегодня на базе ВГУЭС успешно функционируют Начальная общеобразовательная школа-детский сад «Восточная школа», а  в АНПОО «ДВЦНО» Начальная школа-детский сад «Классическая европейская прогимназия», где дети проходят обучение по совершенно не типичному для большинства российских школ методу.

Метод подвижного обучения, в первую очередь, направлен на обеспечение двигательной активности и сохранение осанки и зрения.   Родоначальником подвижного метода обучения является доктор медицинских наук  Владимир Базарный, который в результате многолетних наблюдений пришел к выводу: близорукости способствует неподвижность.  Он предложил специальные конторки, располагающиеся на обыкновенных школьных партах. Несколько раз в течение урока ученики менялись местами: один сидел, другой стоял за конторкой. Ученый назвал этот режим работы режимом «динамических поз». С их помощью дети обучались не сидя, а стоя, с возможностью присесть, когда они устают.

Первой школой во Владивостоке, доказавшей на деле эффективность подвижного метода Базарного, стала школа-интернат № 2. В 1986 году врач-терапевт Владивостокской больницы рыбаков Владимир Сигалов убедил директора школы-интерната Николая  Николаевича Дубинина обучать детей стоя за партами-конторками. Он был уверен, что длительное положение учащихся в позе «сидя» приводит к застойным явлениям в малом тазу и нижних конечностях. А при данном методе «игра» мышц стопы и всей нижней конечности способствует укреплению сосудов ног.

После  выхода в 2004 году книги Н.Н. Дубинина «Сохрани здоровье в школе» подвижный метод обучения стал еще более известен. Николай Николаевич совместно с доктором Сигаловым разработали специальную учебную мебель – парту-конторку, которая позволяла ребенку самостоятельно регулировать свою физическую активность  во время уроков.

Конструкция парт подвижного обучения предполагает использование ее в качестве тренажера при проведении физкультминуток. В результате системы специальных упражнений, проводимых во время урока, у школьника укрепляется мышечный корсет, снимается мышечное напряжение, а тренировка рефлекторных зон стопы на массажных ковриках позволяет укреплять здоровье в целом. Кроме того, немаловажен и психологический комфорт на уроке, ведь над ребятами не «нависает» учитель – стоя за конторкой, они работают с учителем на уроке на одном уровне.  В такой обстановке дети чувствуют себя более свободно.

Сегодня Начальная общеобразовательная школа - детский сад «Восточная школа» и  АНПОО «ДВЦНО» НШДС   «Классическая европейская прогимназия» успешно реализуют метод, внедренный Николаем Дубининым.

Директор «Восточной школы» Анастасия Степаненко рассказывает о плюсах подвижного метода обучения:

Что происходит, когда ребенок вынужден постоянно находиться в одной позе? Его внимание начинает тратиться на осуществление самоконтроля, а не на усвоение информации. Кроме того, это приводит к мышечному стрессу и микроспазмированию.

В школе, где применяется подвижный метод, на занятиях физкультурой детей учат, как можно использовать конторку. Они могут потягивать мышцы, облокачиваться на нее или садиться на специальную ступеньку. Помимо этого, наклон столешницы конторки помогает расслаблять мускулатуру глаза, а, значит, снижает нагрузку на зрение во время письма. У нас очень часто уроки проходят вообще без столов, на мягком покрытии пола – это тоже часть деятельностного метода.Мы можем точно сказать, что по результатам медкомиссий, которые мы регулярно проводим в нашей школе, катастрофических изменений, связанных со сколиозом, у наших учеников нет.

Наша школа еще очень молодая, мы начали работу по методу подвижного обучения в 2009 году.  Сейчас мы совершенствуем работу в рамках подвижного метода, в следующем году в планах в полной мере реализовать офтальмологические рекомендации.

В школе во время урока динамика поз достигается тем, что ученики 10-15 минут пишут стоя, а затем такое же время читают, сидя на скамеечке.  Желательно, чтобы в течение всего урока используемые учителем схемы, картины, слайды, кинофрагменты размещались поочередно на всех классных стенах, что так же приводит к динамике поз.

При проведении опроса  учитель  стремится к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает  организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета или объекта. Дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.  

Систематическая работа по  здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению здоровья, приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.