ВГУЭСО ВГУЭСНовости и мероприятияИнтервью, статьи, комментарии → Лариса Гарусова, профессор ВГУЭС: Иностранные студенты в российских вузах.

Лариса Гарусова, профессор ВГУЭС: Иностранные студенты в российских вузах.

Лариса Гарусова, профессор ВГУЭС: Иностранные студенты в российских вузах.

Кто едет учиться в российские вузы?

 

Лариса Николаевна Гарусова, доктор исторических наук, профессор кафедры международного бизнеса и финансов ВГУЭС

Анна Евгеньевна Сухая, студентка (БМО-10), ВГУЭС

В настоящее время Россия наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях училось около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России.

Количественная динамика иностранных студентов в вузах РФ: 2000-2001 учебном году – 53,9 тыс. – очников (заочники – около 18 тыс.); 2005– 2006 – 82,3 тыс., (заочники – около 19-20 тыс.); 2010-2011 – 118,7 тыс. (заочники – 71,3 тыс.).

В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов входят: РУДН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный ун-т, Санкт-Петербургский государственный политехнический ун-т, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова.

По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Наибольшее число студентов-иностранцев – почти 40% - приезжают в РФ из стран СНГ. Немного меньше иностранных учащихся из стран Азии - 35,7. Меньше всего студентов приезжает учиться в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%) и стран Балтии (1,3%). Остальные – около 20% - представляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы.

В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев в российских университетах, входят:

- инженерно-технические специальности – 19,7%,

- медицина – 18%,

- экономика и управление – 18%,

- русский язык – 13,5%,

- гуманитарно-социальные – 12%.

Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России еще с советских времен, что обеспечивает интерес к ним за рубежом. Для сравнения, следующие за этой «пятеркой» менее популярные у иностранцев направления российского образования отстают от первых в 3-6 раз. Так, только по 4% иностранных студентов изучают в России право, естественные и точные науки. Все это следует учитывать при разработке стратегии международного сотрудничества российских университетов, в том числе и в Дальневосточном регионе. 

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) объективно является одним из важнейших приоритетов международного сотрудничества российских университетов. Особенностью международного вузовского сотрудничества в России является ориентация многих университетов на расширение академической мобильности не просто со странами АТР, но, главным образом, с Китаем.  Китайский рынок образования признается сегодня в мире наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема этой страны. Среди иностранных студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный контингент представляют именно китайские учащиеся.

Сотрудничество России и КНР в области образования и академических обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском университете состоялась презентация о высшем образовании России и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов составила 484 человека, студентов, отправленных Россией в Китай, – 122 человека. 23 мая 2002 г. зам.министра образования КНР Чжан Синьшэн и министр образования России В. Филлипов сопредседательствовали на втором заседании Подкомиссии по сотрудничеству в сфере образования в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта. 16-21 октября 2002 г. по приглашению Министерства образования КНР академик, ректор МГУ В. Садовничий, возглавив делегацию рекоторов вузов России, посетил Китай с визитом. Министр образования КНР Чэнь Чжили встретилась с делегацией, стороны обменялись мнениями о сотрудничестве в сфере образования между Китаем и Россией [4]. С 2003 г. и по настоящее время интернационализация образования координируется в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Одной из эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов Конфуция в России, специализирующихся на преподавании китайского языка и знакомящих россиян с китайской культурой.  К началу 2009 г. по всей России были созданы 12 институтов Конфуция, а также введены «лектории Конфуция» в  ряде российских вузов, в том числе, в Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном гуманитарном университете (г. Москва), Новосибирском государственно-техническом университете, Иркутском государственном университете и др.

В настоящее время ежегодно в России обучаются около 20 тыс. студентов из КНР. Для сравнения, в 2012 г. в России училось всего около 500 японских и 600 американских студентов (точное число студентов из Республики Корея не известно). В свою очередь, в Китае ежегодно находятся и получают образование от 10 до 13 тыс. студентов из России.

Международные связи любого университета – отечественного или зарубежного - во многом зависят от многих факторов, в том числе от регионально-географического, т.е. от территориальной локализации вуза. В России сегодня весьма заметна  «регионально-географическая» специфика поиска зарубежного партнера. Так, университеты европейской части РФ сориентированы в значительной степени на вузы ЕС, университеты Дальнего Востока расширяют контакты с вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вузы Китая составляют некое исключение, поскольку являются желанными академическими партнерами для практически любого российского университета, вне зависимости от его месторасположения.

Одной из проблем, связанных с процессом интернационализации образования, наиболее актуальных сегодня в России, является отток иностранных студентов из российских вузов. В последние 5 лет в России явственно обозначилась тенденция к снижению численности иностранных студентов. Это относится не только к учащимся из наиболее развитых стран типа США и Япония, но также из Китая – государства, с которым Россию связывает многолетнее стратегическое партнерство. Одной из причин такого положения дел является то, что министерство образования РФ и российские вузы ведут крайне неактивную маркетинговую политику в КНР. Парадоксально, что при этом многие российские вузы считают своей стратегической задачей развитие партнерских связей с китайскими университетами, а в самом Китае имеется существенный культурно-образовательный ресурс для расширения международного вузовского сотрудничества с Россией.

Например, в более чем 400 вузах Китая свыше 40 000 студентов изучают русский язык в качестве иностранного языка. В средних школах русский язык изучают более 100 000 школьников. По специальности «русский язык» в КНР обучается более 20 000 китайских студентов. Тем не менее, многие китайские студенты приезжают в Россию без должной языковой подготовки и нередко оказываются не в состоянии овладеть в необходимой степени русским языком. Российские вузы все еще не создали  у себя эффективную систему языковой подготовки, подобную той, какая существует в США, Англии, Германии.

В 2012 г. Китай отправил на учебу за рубеж около 400 тыс. студентов, и из них только 6 тыс. в Россию. Если полвека назад Советский Союз был практически монопольной кузницей кадров с высшим образованием для КНР, то сейчас Россия контролирует лишь 1,5-2% китайского рынка образования. Самые популярные в Китае страны для получения высшего образования — США, Австралия, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия и Сингапур.

Данной ситуацией озаботились правительства РФ и КНР. В июне 2012 г. на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине, главы двух государств – В. Путин и Ху Цзиньтао договорились довести в ближайшие 10 лет численность иностранных студентов (российских и китайских) в каждой из стран до 100 тыс. Из этого следует, что процесс интернационализации российского образование в дальнейшем будет развиваться преимущественно в сторону расширения международных связей с китайскими университетами.

Однако уже сегодня вузы Китая являются желанными контрагентами для любого российского университета, вне зависимости от его месторасположения. Однако особое значение они имеют для вузов Сибири и Дальнего Востока, которые нацелены, в первую очередь, на академическое сотрудничество с ближайшими соседями - вузами стран АТР.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) вовлечен в процесс международного сотрудничества по схожим c  иными региональными вузами направлениям. Многочисленными партнерами университета являются вузы таких стран АТР, как Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония и отдельные университеты (точечное сотрудничество) Новой Зеландии, США, Нидерландов, Швейцарии и других европейских государств. Со многими из них ВГУЭС подписал соглашения об обмене студентами. Сегодня на всех формах обучения в китайских вузах с участием наших преподавателей и во ВГУЭС — с участием китайских — учатся 1 400 китайских студентов. Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузах-партнерах 1–2 семестра.

У ВГУЭС есть вузы-партнеры, обучение в которых ведется по совместным программам на английском языке, например, это Университет Аляски, Анкоридж (США) и Международная школа бизнеса Солбридж (Ю. Корея), ведутся  переговоры о расширении партнерских связей с вузами Сингапура. Интересен международный проект ВГУЭС с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (PIHMS, Новая Зеландия). Он включает получение новозеландского диплома бакалавра гостиничного менеджмента государственного образца с присвоением квалификации Bachelor of Applied Hospitality and Tourism Management и права на работу в Новой Зеландии, что невозможно при обучении в США и Европе. В ходе обучения студенты проходят практику в 5-звездочных отелях Греции, Гонконга, Китая, США (о-ва Гуам, Сайпан).

В 2013 г., вслед за действующим проектом ВГУЭС-PIHMS, были объявлены два новых международных проекта — с Альпийским центром образовательных программ (ALPINE CENTER Switzerland) и Даляньским океанологическим университетом (Dalian Ocean University). Они предоставляют реальную возможность для студентов ВГУЭС пройти часть курса обучения и стажировок за границей и получить два диплома — российского и плюс швейцарского или китайского образцов.

В марте 2014 г. между Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и Чаньчуньским университетом Гуанхуа подписано соглашение о создании совместного образовательного учреждения в г. Хуньчунь (КНР) – Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа. Партнерство ВГУЭС и китайского вуза – уникальный образовательный проект, не имеющий аналогов в истории, стратегически важный для двух стран – Китая и России. Открытие Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа запланировано в новом 2014/2015 учебном году. Вуз предложит абитуриентам разные направления подготовки: менеджмент, экономика, туризм, информационные технологии, дизайн, автомобильный сервис и другие. Преподаватели ВГУЭС будут выезжать для работы в КНР и вести дисциплины на нескольких языках – русском, английском, китайском.

Таким образом, включение любого современного университета (российского или зарубежного) в процесс интернационализации образования является не только условием его инновационного развития, но и фактором выживания в меняющейся социально-экономической среде. Перспективы современных российских университетов на рынке образовательных услуг во многом зависят от того, насколько удачно они впишутся в глобальные процессы интернационализации. Успешная международная стратегия регионального университета является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным источником финансирования, фактором повышения его престижа в национальном и международном масштабе.

Одной из весьма заметных трендов интернационализации образования в России  является тенденция к расширению прямого сотрудничества российских университетов с зарубежными партнерами. «Географическая» направленность академической мобильности российского регионального университета во многом зависит от его локализации. В связи с этим вузы Сибири и Дальнего Востока сегодня сориентированы на сотрудничество с университетами, бизнесом и государственными институтами стран АТР, прежде всего Китая. Вопрос в том, сумеют ли они выдержать конкуренцию с университетами Европы и США в освоении китайского рынка образовательных услуг.