ВГУЭСО ВГУЭСНовости и мероприятияИнтервью, статьи, комментарии → Анализ предпочтений школьников в выборе дальнейшего образования

Анализ предпочтений школьников в выборе дальнейшего образования

Анализ предпочтений школьников в выборе дальнейшего образования

В 2013-2014 учебном году было опрошено 1237 школьников, из них 944 анкеты заполнено школьниками г. Владивостока, 293 анкеты – школьниками Приморского края (Таблица 1).

Таблица 1 - Количество школьников 7-ых – 11-ых классов школ г. Владивостока, Приморского края и других регионов России, заполнивших анкеты

Место жительство

11 класс

10 класс

7 – 9 класс

не указали класс

Количество опрошенных   

Владивосток

396

93

433

22

944

76,31%

Приморский край

78

42

171

2

293

23,69%

Другие регионы России

0

0

0

0

0

0%

Итого

474

135

604

24

1237

100%

1. Пути продолжения образования выпускников школ

Изучение образовательных планов школьников показало, что подавляющее большинство респондентов средних школ считают для себя необходимым продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Основная масса учащихся, оканчивающих школу в 2014 году, независимо от места жительства (Владивосток / другие районы Приморского края / другие районы России), планирует продолжить свое обучение в вузе - 769 школьника, из них 409 обучающихся 11-х классов и 244 – 9-х классов. По сравнению с 2011 годом повысился процент ребят, желающих учиться в техникуме, колледже и училище, с 8% (2011г.) до 15% (2014г.). В целом процент ребят, желающих продолжить свое образование в высшем учебном заведении, по сравнению с 2011 годом снизился с 80% до 58%.

Снижение числа школьников на 22%, планирующих поступать в вуз, обусловлено тем, что повышается популярность профессий среднего/начального профессионального образования, к 2014 году процент ребят желающих поступить в колледж/техникум/училище возрос на 7%.

Так же стоит отметить, что на 1,7% увеличилось число школьников после окончания обучения желающих пойти служить в армию.

Можно отметить, что в динамике с 2011 года, в 2014 году повысилось количество  ребят желающих работать по окончанию школы с 0,4% (2011г.) до 2% (2014г.). Это связано с осознанием выпускников школ потребности навыков и опыта работы для  конкурентоспособными на рынке труда и возрастающими требованиями работодателей к молодым специалистам.

2. Предпочтения школьников в выборе учебного заведения

Приоритеты в выборе учебного заведения распределились следующим образом (Диаграмма 1).

По данным диаграммы 1 видно, что наиболее популярными вузами Приморского края в 2014 году являются:

  1. ДВФУ – 507 ответов, что составляет 28,6% от общего количества ответов;
  2. ВГУЭС – 377 ответов, что составляет 21,3% от общего количества ответов;
  3. ТГМУ – 112 ответов, что составляет 6,3% от общего количества ответов.

Диаграмма 1. Рейтинг популярности вузов среди учащихся школ, чел.

Большее количество школьников выбрали вариант ответа «Другой вуз» - 288 человек (16,3%). Среди них вузы Приморского края, в которых бы хотели обучаться школьники, наибольшее количество ответов набрали: Школа милиции – 63 ответа, Колледж сервиса и дизайна ВГУЭС – 33 и  Академический колледж ВГУЭС – 23 ответа.

После объединения в 2012 году вузов: ТЭГУ, ДВГУ, ДВГТУ, УГПИ в ДВФУ популярность федерального университета не упала и в 2014 году 28,6% школьников после выпуска желают обучаться в нем. Популярность ВГУЭС к 2014 году тоже выросла с 18,3% (2011г.) до 21,3%.

По сравнению с 2011 годом снова возросла популярность ВФ РТА. Количество школьников выбравших ВФ РТА увеличилось с 1,3% (2011г.) до 5,5% (2014г.)

3. Факторы, определяющие предпочтения школьников в выборе учебного заведения

Факторы, влияющие на выбор школьниками вуза, представлены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Факторы, определяющие выбор вуза, %

Иерархия наиболее значимых факторов, обуславливающих выбор учащимися вуза для поступления, выглядит следующим образом:

  1. Наличие желаемого направления подготовки – 18,2% (1040 ответов);
  2. Качественное обучение – 17,6% (977 ответов);
  3. Престиж образовательного учреждения – 11,9% (687 ответов);
  4. Наличие бюджетных мест – 8,6% (515 ответов);
  5. Возможность заниматься спортом, творчеством – 7,7%.

В 2014 году появились новые факторы выбора вуза: наличие практико-ориентированных программ и место расположения учебного заведения. В тоже время утратили свою актуальность такие факторы как: комфортные условия учебы и проживания, государственный статус вуза,  высокий уровень современных (информационных и пр.) технологий обучения, безопасность территории вуза и высококвалифицированный  (качественный) преподавательский состав.

Стоит отметить, что возросли показатели некоторых факторов выбора вузов школьниками. Так фактор наличие желаемого направления подготовки с 16,1% (2011г.) возрос до 18,6% (2014г.). Фактор престижа выбираемого вуза остался на уровне 2011 года – 11,9%, но в динамике рассматриваемых годов снизился с 15,7% (2009-2010гг.). Увеличилось число школьников, которые отмечают наличие бюджетных мест в вузе как один из факторов их выбора учебного заведения, так с 2009 года влияние этого фактора возросло на 3% (2009г. – 5,6%, 2014г. – 8,6%).

Определяющими факторами выбора школьниками ДВФУ в 2014 году стали:

  1. Наличие желаемого направления подготовки (18,6% опрошенных);
  2. Качество обучения (17,1%);
  3. Престиж учебного заведения (13,7%).

Определяющими факторами выбора школьниками ВГУЭС в 2014 году стали:

  1. Качество обучения (16,9%);
  2. Наличие желаемого направления подготовки (16,8%);
  3. Престиж учебного заведения (12,1%).

4. Рейтинг популярности ГИА И ЕГЭ

Среди школьников сдающих ЕГЭ и ГИА наибольшей популярностью пользуются русский язык и математика, эти варианты ответов выбрали 15,3% и 15% респондентов соответственно. Выбор этих предметом обусловлен тем, что при поступлении в вуз практически по всем направления обучения необходимо предоставление результатов экзаменов по русскому языку и математике. Третье место по популярности сдачи экзаменов занимает обществознание (9,1%). Обществознание необходимо при поступлении на все гуманитарные направления обучения, что и вызывает популярность этого предмета на сдаче ГИА и ЕГЭ. Популярность предметов между школьниками 11-х, 9-х классов сдающих ЕГЭ/ГИА не различается.

5. Предпочтительные сферы деятельности (профессии)

Выбирая профессию, выпускники школ часто руководствуются групповым мнением о перспективности направления обучения среди сверстников, мнением учителей и родственников. В рейтинге популярности направлений обучения среди школьников в лидирующую пятерку входят следующие специальности ВГУЭС (Диаграмма 2):

  1. Экономика  - 307 ответов респондентов;
  2. Юриспруденция – 224 ответа;
  3. Психология            - 219 ответа;
  4. Управление персоналом – 207;
  5. Международные отношения – 199.

Диаграмма 2. Приоритетные направления обучения, чел.

Среди других сфер деятельности, в которых хотели бы себя проявить школьники, выделяются: «Медицина» - 28,2% (от общего количества других указанных сфер деятельности); «Маркетинг» - 12,3%; «Телекоммуникации» - 5,6%; «Строительство, архитектура» - 5,1%.

6. Рейтинг привлекательности дополнительных образовательных программ и мероприятий, реализуемых центром «Абитуриент» ВГУЭС

На вопрос анкеты: «В каких дополнительных образовательных программах и мероприятиях, организуемых центром "Абитуриент" ВГУЭС, ты хотел/а бы принять участие?» было получено 1906 ответов, из них 188 человек не ответили на данный вопрос, что составляет 9,9% от общего количества ответов.

Наиболее популярной дополнительной программой является «Репетиция ГИА/ЕГЭ» 33,9% школьников хотели бы принять участие в ней.  На втором месте – «Профориентатор», по данным опроса 15,4% респондентов  приняли бы участие в этом мероприятии.

Далее по популярности дополнительных программ идут «Подготовительные курсы» - 203 ответа, что составляет 10,7% от общего числа школьников.

Среди других дополнительных образовательных программ, на которые хотели бы пойти школьники, можно выделить наиболее популярные:

  1. Ступени карьеры – 40,5%;
  2. Школа туризма – 37,8%;
  3. Психологические тренинги – 13,5% ответов.

Популярность данных дополнительных образовательных программ можно объяснить тем, что ранее эти программы реализовывались Центром «Абитуриент».

Заключение

В 2014 году сотрудниками Центра «Абитуриент» было опрошено 1237 учащихся школ г. Владивостока, других районов Приморского края, их них 474 человека – учащиеся 11-х классов, 135 – учащиеся 10-х классов и 604 – учащихся 7-9 классов.

Как показали результаты исследования, большинство учащихся после окончания школы планируют получить высшее образование (58% опрошенных). В этом году также увеличилось количество желающих поступить в колледж или техникум (15% опрошенных).

В рейтинге вузов Приморского края лидирующие позиции занимают три  из них: ДВФУ, ВГУЭС и ТГМУ.

К основным факторам, определяющим выбор учебного заведения школьники, относят следующие: наличие желаемого направления подготовки, качество обучения, престиж образовательного учреждения, наличие бюджетных мест и содействие в трудоустройстве выпускников.

ДВФУ выбирают за наличие желаемого направления обучения, престиж и качественную подготовку по специальности. ВГУЭС так же выделяют за наличие желаемого направления обучения, престиж и качественную подготовку по специальности. Что касается остальных вузов, то картина не меняется и приоритетными факторами выбора вуза для школьников в 2014 году является наличие желаемого направления обучения, качественную подготовку по специальности и престиж.

Относительно выбора школьниками ЕГЭ и ГАИ, то лидирующими предметами являются русский язык, математика и обществознание, что обусловлено необходимостью предоставления результатов этих предметов для поступления в вуз.

В этом году лидирующую позицию занимает направление подготовки – «Экономика». Так же популярными направлениями остаются: «Юриспруденция», «Психология», «Управление персоналом» и «Международные отношения».

Большой популярностью среди школьников пользуются дополнительные образовательные программы, организуемые ВГУЭС. В большинстве случаев ребята выбирают программы, которые смогут подготовить их к ЕГЭ и ГАИ, помочь в определении будущей профессии. На второй план уходят программы направленные на развитие увлечений и наклонностей.