ВГУЭСО ВГУЭСНовости и мероприятияИнтервью, статьи, комментарии → Система показателей уровня и качества жизни населения

Система показателей уровня и качества жизни населения

Система показателей уровня и качества жизни населения

Разработка систем показателей уровня и качества жизни имеет первостепенное значение для анализа социально-экономического состояния современного общества. В каком направлении развивается экономика и в какой мере развитие экономики обеспечивает повышение уровня жизни – это вопросы, ответ на которые, может дать только объективная и достоверная оценка уровня жизни, которая должна стать основой развития экономики, максимально направленной на повышение уровня и качества жизни населения.

Научное осмысление вопросов, связанных с разработкой систем показателей уровня и качества жизни населения, началось в период зарождения капитализма. Исследования данного направления появились в работах У. Петти, Ф. Кенэ оценивал реальные источники повышения уровня жизни населения, А. Смит был обеспокоен распространением бедности среди трудящихся масс, и желание людей повышать своё благосостояние считал естественным. Дж. М. Кейнс и А. Маршалл сделали существенный вклад в развитие теории формирования финансовых предпосылок, обеспечивающих повышение уровня жизни населения. К. Маркс также раскрывает экономическое и социальное содержание категории «уровень жизни».

Со второй половины ХІХ в. в научных взглядах западных учёных отмечается смещение акцентов с политико-экономического на экономико- статистическое направление оценки уровня жизни. В это время исследователи преимущественно анализировали реальные условия жизни и фактическое потребление трудящихся масс. В дальнейшем при исследовании уровня жизни внимание уделялось вопросам смягчения противостояния и гармонизации интересов разных слоёв населения, практической реализации ограничения неоправданной дифференциации доходов и преодоления бедности. Достижением западных учёных является то, что они применили дифференцированный подход к оценке средних параметров уровня жизни, что особенно важно в условиях поляризации экономических возможностей в процессе удовлетворения потребностей тех или иных слоёв населения.

Толчком к развитию теории качества жизни стали исследования жизни в городах. Серьёзный вклад в её изучение внесли социологи Чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджесс), исследовавшие такие факторы, как загрязнение окружающей среды, шум, плотность населения и др.

Исследования и оценки уровня жизни в России, начатые ещё в 1920-х гг., носили достоверный и объективный характер. Например, В.И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России» анализирует бюджеты сельских семей. Во время существования СССР мероприятия по повышению уровня жизни проводились на основе научно обоснованной экономической стратегии и социальной программы. Особенности этих мероприятий сначала были связаны с необходимостью восстановления разрушенного войной народного хозяйства, а затем с целью повышения материального и культурного уровня жизни. Считалось, что в понятии «уровень жизни» отражается только процесс удовлетворения непосредственных потребностей людей. В годы советской власти появились работы, в которых проанализированы и определены сущность и место категории «уровень жизни» в системе социальных и экономических понятий. Также проведены исследования таких категорий, как «образ жизни», «качество жизни» и др. Дальнейшие оценки уровня жизни проводились в направлении сближения теоретических представлений с конкретными задачами оценки уровня жизни в целом. Разработка автоматизированных систем управления и применение средств моделирования позволила развивать расчётно-статистическую сторону оценки уровня жизни. Современные условия повышают требования к оценкам уровня жизни. Системы показателей используют для различных сопоставлений, что позволяет дать оценку уровня жизни во временном разрезе, по отдельным группам населения и по различным регионам.

Значительный вклад в исследование категории «уровень жизни» и разработку систем социально-экономических показателей внесла ООН. В 1960 г. рабочая группа ООН подготовила доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в мировом масштабе. Это была первая попытка создать комплексную систему показателей уровня жизни населения. В 1960 – 1970-х гг. в западных странах появились новые концепции эгалитаризма, обозначившие острую потребность в преодолении социальной поляризации в обществе. Понятия «уровень жизни» и «качество жизни» стало активно использоваться в период «холодной войны» в 1970-1980-х гг. В данный период важное место среди ценностей, определяющих понятия «уровень жизни» и «качество жизни», заняла доктрина «прав человека».

Согласно доктрине «прав человека», права человека можно поделить на три вида: 1) физические права человека; 2) биологические права человека; 3) социальные права человека.

Одним из фундаментальных социальных прав человека есть право на справедливость: «Каждый человек получает в обществе за участие в его жизни то, что должно принадлежать ему по природным законам этого общества», т.е. каждый человек имеет право на определённый уровень и качество жизни.

Выдвижение проблемы качества жизни сыграло определённую положительную роль, поскольку преследовало цель совершенствования общественных отношений с целью устранения их негативных проявлений, губительно влияющих на здоровье, умственное и нравственное раз- витие людей.

Операционализация понятий «уровень жизни» и «качество жизни» началась в середине 1960-х гг. на основе понятия «социальные индика- торы» (в США – Ф. Конверс, У. Роджерс, Ф. Андруза, Л. Милбрейтом; в Великобритании – А. Мак-Кеннел, С. Райт).

С 1974 г. издаётся международный журнал «Social Indicators Research», посвящённый исследованиям качества жизни. Однако, на данный момент проблема показателей качества жизни остаётся ещё не решённой. Это касается оценки жизни и тех направлений, в которых «экономический человек» – отправной пункт. В некоторых подходах («экономический империализм») склоняются к тому, что в систему показателей должно входить всё, вплоть до показателей характеризующих личную жизнь человека (Г. Бекер). Вместе с тем социологи и даже сами экономисты (П. Комбимейл, А Паренти) критикуют экономизм с позиций теорий развития, ибо экономический рост не может отождествляться с развитием.

В 1975 г. Статистическое бюро ООН предложило внедрить в статистическую практику стран систему социальной и демографической статистики, в основу которой был положен метод интегральных матриц (метод моделирования). Один из вариантов системы показа- телей уровня жизни населения в международной статистике ООН был разработан в 1978 г. Эта система состоит из 12 основных групп: рождаемость, смертность и другие демографические показатели населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольствен- ных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека. Для развития этой системы Статистическим бюро ООН в 1989 г. был издан справочник социальных показателей, где нашли отображение показатели уровня жизни.

На 29-й сессии Статистической комиссией ООН (февраль 1997 г.) был утверждён минимальный набор национальных данных социальной статистики, рекомендованный рабочей группой по международным статистическим программам и координации Экономического и Социального совета ООН как показатели уровня жизни. По заданию ООН группой учёных была построена модель благополучной жизни людей, описываемая 12 параметрами. В соответствии с этой моделью существование людей можно считать более-менее благополучным при таких условиях: человек каждый день получает от 2500 до 4000 ккал питания; имеются три смены одежды и три пары обуви на человека; домохозяйство имеет один комплект кухонной посуды; 100 л. очищенной воды на день; жил- площадь составляет не меньше чем 6 м2 на одного человека; полная грамотность населения и, по крайней мере, шестилетнее образование для детей; по одному радиоприёмнику и велосипеду на домашнее хозяйство; один телевизор на 1000 жителей; 10 врачей и 500 больничных коек на 100 тыс. жителей; средств на медикаменты не меньше чем 100 долл. в эквиваленте; трудоспособные люди имеют работу, что даёт возможность содержать всех членов домохозяйства; существует система социальной защиты для больных, инвалидов и пожилых людей.

Наряду с исследованиями, проводимыми ООН, отдельные учёные занимаются разработкой специфических (прикладных) систем показателей и интегрального показателя уровня жизни населения. В 1970 г. американские учёные М. Джонс и М. Флекс разработали модель «сфер качества жизни в больших городах США». Она состояла из 14 блоков показателей, характеризующих доходы, безработицу, бедность, обеспечение жильём, образование, физическое и психическое здоровье, загрязнение воздуха, общественный порядок, проблемы объединений, участие населения в управлении, девиантное поведение людей. В 1973 г. Дж. Вильсон выполнил факторный анализ 72 социальных показателей для определения разницы качества жизни населения 50 американских штатов. Его модель качества жизни состояла из девяти блоков: индивидуальный статус, равенство, образование, экономический рост, техно- логические изменения, сельское хозяйство, условия жизни, здоровье и социальная безопасность.

Система показателей постоянно дополнялась разработками интегральных показателей. Почти 30 лет назад известные американские исследователи Нордхауз и Тобин разработали показатель меры экономического благосостояния (МЭБ), исчисляемый на основе вычитания из ВВП факторов, которые не относятся к уровню благосостояния, и добавления факторов, влияющих на благосостояние и не учтённых в ВВП.

В 1995 г. Коббом, Халстедом и Рау был предложен индекс подлинного прогресса, охватывающий 20 аспектов экономической жизни, которые не отражаются показателем ВВП, в том числе: распределение доходов; стоимость услуг, произведённых домашними хозяйствами для собственного  потребления;  стоимость  услуг,  связанных  с  социально- экономическим уходом за детьми; стоимость услуг, выполненных на общественных началах; влияние на благосостояние уровня преступности, загрязнения окружающей среды, сокращения природных ресурсов и др. Исследования скандинавских учёных (А. К. Сен, М. Нуссбаум) показали, что оценки качества жизни должны опираться на методы, находящиеся на стыке ряда научных дисциплин, включая все социальные дисциплины. Так, И. Сакс называет индикатор ВНП (внутренний на- циональный продукт на душу населения) «несовершенным и грубым инструментом измерения качества жизни». Подвергается критике также используемый ООН индикатор развития человека, базирующийся на трёх компонентах: реальном душевом доходе, средней прогнозируемой на момент рождения продолжительности жизни и уровне образования. Не выдерживает критики количественный индикатор демократии. Довольно негативно оценивается и отдельная система статистической от- чётности о состоянии окружающей среды. Ставится задача создания такой структуры экономических показателей, которая в дополнение к названным оценкам адекватно измеряла «бы стоимость услуг, нерыночной экономической деятельности (производство товаров и услуг для собственных нужд, бесплатных государственных услуг населению), методику оценки стоимости информации».

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. Наиболее полной и отвечающей современным требованиям является система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики Российской Федерации в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 39 показателей:

I. Обобщающие показатели: 1) критерий уровня жизни; 2) индекс стоимости жизни; 3) валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчёте на душу населения.

II. Доходы населения: 1) реальные общие доходы населения; 2) реальные располагаемые доходы населения; 3) совокупные доходы населения; 4) личные доходы населения; 5) личные располагаемые доходы населения; 6) денежные доходы населения; 7) средний доход и средняя заработная плата работников; 8) средний размер реальной заработной платы; 9) средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения: 1) общий объём потребления населением материальных благ и услуг; 2) денежные расходы населения; 3) потребительские расходы населения; 4) потребление населением основных продуктов питания; 5) покупательная способность средней за- работной платы; 6) покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

V. Накопленное имущество и жилище: 1) стоимость накопленного домашнего (личного) имущества; 2) наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения; 3) жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения: 1) распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода; 2) потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем средне- душевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода; 3) структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода; 4) динамика стоимости фактической и нормативной потребительской корзин различных слоёв населения;

5) индекс концентрации доходов (коэффициент Джини); 6) децильные коэффициенты  дифференциации  доходов  и  потребления  населения;

7) соотношение средних значений  дохода  и  потребления  в  границах верхней и нижней децилей; 8) доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения: 1) прожиточный минимум (порог бедности); 2) минимальный потребительский бюджет; 3) минимальный размер заработной платы; 4) минимальный размер пенсии;

5) покупательная способность минимальной заработной платы; 6) покупательная способность минимальной пенсии; 7) коэффициент (уровень) бедности; 8) дефицит дохода; 9) зоны бедности; 10) социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненный уровень населения» и в подраздел 10.3 «Уровень жизни». Эта система показателей разрабо- тана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрация- ми регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт- Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях.

К десятому разделу « Социальная сфера, жизненный уровень на- селения « относятся следующие показатели:

I. Численность населения: 1) численность населения на начало года; 2) численность беженцев и вынужденных переселенцев по территориям прибытия и выбытия.

II. Занятость населения: 1) численность трудоспособного населения; 2) численность занятого населения по секторам экономики; 3) потребность в рабочей силе; 4) высвобождение рабочей силы из государственного сектора экономики; 5) размеры частичной безработицы в связи с сокращением рабочего дня и предоставлением работникам отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработка по инициативе администрации; 6) численность безработных (по полу, возрасту, уровню образования); 7) число лиц, состоящих на учёте в службе занятости из них получают пособия; 8) число обращений в службу занятости в поисках работы из них обращений лиц в трудоспособном возрасте; 9) профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения.

III. Уровень жизни: 1) средняя оплата труда работников на пред- приятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности; 2) покупательная способность населения: а) со средней заработной платой, б) со средней пенсией; 3) минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения; 4) прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения; 5) численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже: а) минимального потребительского бюджета, б) прожиточного (физиологического) минимума; 6) потребление продуктов питания в семьях с различным уровнем среднедушевого дохода; 7) денежные до- ходы и расходы отдельных социально-демографических групп населения; 8) показатели дифференциации доходов населения; 9) соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения; 10) индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини) годовая; 11) структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения;

12) распределение населения по размеру среднедушевого дохода. Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как «число квартир, пред- назначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)»; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем «доля обучающихся за плату» и «т. д.

Международная статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы по- казателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной заработной платы (индексом номинальной заработной платы, делённым на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определённого на- бора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наёмному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

Последний вариант системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей: 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения. 2. Санитарно-гигиенические условия жизни. 3. Потребление продовольственных товаров. 4. Жилищные условия. 5. Образование и культура. 6. Условия труда и занятость.7. Доходы и расходы населения. 8. Стоимость жизни и потребительские цены. 9. Транспортные средства. 10. Организация отдыха. 11. Социальное обеспечение. 12. Свобода человека.

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; объём и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов: 1) окружающая среда; 2; демографическая ситуация; 3) занятость; 4) условия труда; 5) уровень жизни; 6) социальное обеспечение; 7) здравоохранение; 8) образование;  9) жилищные  условия;  10) культура,  отдых,  развлечения;

11) транспортное обеспечение; 12) национальная оборона; 13) правовая защита граждан.

Особой подробностью и завершённостью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделено 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке: 1) численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда; 2) распределение, перераспределение и использование доходов; 3) условия жизнедеятельности; 4) социальные стороны уровня жизни населения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени накоплен большой опыт разработки и применения различных систем показателей и обобщающего показателя уровня и качества жизни населения. Но применяемые системы показателей уровня и качества жизни и обобщающие показатели часто несовершенны или устаревают с течением времени. Поэтому разработка системы показателей уровня и качества жизни, а также обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из современных гуманитарных задач. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.